Казачье образование

Казачество – «это часть нашей культуры, причём не просто часть культуры, а очень яркая часть нашей культуры. Я имею в виду сейчас даже не только песни и танцы казаков, а я имею в виду в том числе и их хорошо известный традиционный патриотизм. И он как раз не носит архаического характера. Патриотизм сегодняшний очень важен для продвижения идей государственности в сознание нашего народа вообще. В этом смысле казаки играют уникальную и весьма позитивную роль»                                                                       Президент РФ  В.В. Путин

Казачье образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний и навыков из мощного пласта казачьей истории и культуры, целенаправленное воспитание высоких духовных, морально-нравственных, служебно-деловых и боевых качеств, патриотического воспитания в сочетании с усиленной физической и военно-прикладной подготовкой, которые должны обеспечить готовность казака к государственной и иной службе на различных поприщах во имя процветания России и её народов.

На сегодняшний день существует целая сеть средних, начальных и профессиональных казачьих учебных заведений. Их развитию уделяется особое внимание на государственном уровне: создана комиссия по развитию взаимодействия системы образования с казачьими обществами и объединениями на базе Минобрнауки России, Совета при Президенте РФ по делам казачества, рабочих групп Совета в федеральных округах, краях и областях с казачьим населением. В каждом федеральном округе России, особенно в традиционных казачьих регионах создаются общеобразовательные программы с использованием культурно-исторических традиций казачества.

Возрождение казачьих образовательных учреждений, существовавших в дореволюционной России, и создание новых отражает стремление общества к укреплению российских форм и традиций образовательной деятельности. Это не только поиск инновационных методик и реформирование системы образования в стране, но и необходимость, обусловленная новыми этапами развития казачьего движения в современных условиях.

Таким образом, структура казачьего образования выглядит на настоящий момент следующим образом:

  • казачий детский сад;
  • казачья общеобразовательная школа (казачий класс);
  • казачий кадетский корпус;
  • вуз.

Заканчивая первую ступень, ребенок имеет право выбора – продолжить обучение в школе либо поступить в кадетский казачий корпус. Подобный учебный комплекс готовит казаков к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, поскольку обеспечивается «историческая преемственность поколений, сохранение, трансляция и развитие национальной культуры, осуществляется воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью», что стоит на первом месте среди множества целей и задач «Национальной доктрины образования в Российской Федерации».

Непрерывная система казачьего образования предусматривает получение не только классических, светских знаний, но и формирует уникальное казачье самосознание через изучение истории, традиций и культуры казаков, то есть казачье образование есть «классическое» образование плюс казачий (региональный) компонент.

Об этом говорит начальник Департамента по делам казачества и казачьих учебных заведений И.В. Казарезов. На вопрос, в чем суть казачьего компонента в вашей образовательной системе, он ответил: «Это, прежде всего, духовный стержень, нравственная составляющая, согласно которой казак – человек высокого морального духа и патриот, защиту и служение своему Отечеству ставящий превыше всего. Если этот стержень есть – казак не сломается, ни при каких обстоятельствах».